Главное меню
 
 

Глава администрации Троицкого сельского поселения
Шевлякова
Валентина Николаевна
телефон: 8(4862)40-51-18
 
 
Прокуратура Орловского района Орловской области разъясняет

:

Уголовная ответственность – это обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть предусмотренные уголовным законодательством меры воздействия, выражающие отрицательную оценку совершенного деяния и самого виновного, и имеющие цели – восстановления социальной справедливости, исправления виновного, а также предупреждения совершения новых преступлений как им, так и другими лицами.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. (Статья 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), похищение человека (статья 126 УК РФ), изнасилование (статья 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ), кражу (статья 158), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья  205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 УК РФ), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213 УК РФ), вандализм (статья 214 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 УК РФ).

 

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

 

 

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ). 

По отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два – это предупреждение и административный штраф.

 

 


Уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. За хищение и вымогательство наркотических средств и психотропных веществ уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Уголовно наказуемыми считаются незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта в крупном и особо крупном размере наркотических средств (ст. 228 УК РФ) – наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет;

  • незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств (ст. 228.1 УК РФ) в зависимости от размера наркотика предусматривает – наказание вплоть до пожизненного лишения свободы;
  • нарушение правил оборота наркотических средств (ст. 228.2 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до трех лет;
  • хищение либо вымогательство наркотических средств (ст. 229 УК РФ) — наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет;
  • контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет;
  • склонение к потреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет;
  • незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до восьми лет;
  • организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до семи лет;

и другие деяния.

Если одно из преступлений совершено лицом до наступления возраста привлечения к уголовной ответственности, то полиция совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних применяют меры воздействия к совершившему противоправное деяние лицу, а также его родителям (законным представителям). Характер применяемых мер менее строг по сравнению с уголовной ответственностью.

 

Наряду с уголовной ответственностью предусмотрена также административная ответственность за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, круг которых также достаточно обширен. Например, при потреблении наркотиков без назначения врача, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ — ст.6.9 КоАП РФ. Согласно статье 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Наказания для правонарушителей в виде штрафов от 1500 руб. до 5000 руб. или административного ареста до 15 суток.

 

 


Опасность Интернета для человека может быть значительной при несоблюдении элементарных норм безопасности. Причем некоторые неблагоприятные факторы при работе с Сетью могут возникнуть независимо от возраста. Как у взрослых, так и у молодого поколения может появиться зависимость от виртуальной реальности. Взрослые и дети могут часами сидеть у монитора компьютера или ноутбука. При этом развитие в реальном мире может быть заторможено. Неблагоприятные знакомства могут подстерегать как взрослых, так и детей. Как ни странно, но взрослые люди так же доверчиво могут назначать встречи с незнакомцами, как и дети. Некоторые мошенники могут этим воспользоваться.

Наиболее распространенными интернет-опасностями являются следующие:

  1. Азартные игры в Интернете. Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанные с выигрышем или проигрышем настоящих денег.
  2. Онлайновое пиратство. Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.
  3. Раскрытие личных данных. Примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из трех раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Подробное раскрытие личных данных потенциально опасно.
  4. Интернет-мошенничество и хищение данных кредитной карты. Интернет-мошенничество может осуществляться с помощью фальшивых электронных писем, в которые включается ссылка, ведущая на популярный сайт, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он находится на официальном сайте, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом будет использована в ущерб пользователю. Поэтому, посещая веб-сайты, нужно самостоятельно набирать в обозревателе адрес веб-сайта и не пользоваться ссылкой, содержащейся в подозрительном электронном письме.

 

  1. Неправильное формирование нравственных ценностей. В Интернете встречаются материалы нежелательного характера, к которым можно отнести материалы порнографического, агрессивного содержания, материалы суицидальной направленности, сектантские материалы, включающие ненормативную лексику. По данным статистики, около 10 млн детей в России  до 14 лет пользуются Интернетом, а около 52% детей посещают сайты, запрещенные для просмотра в таком возрасте. Это может значительно отразиться на психике, формировании личности и дальнейшей жизни. Существуют средства фильтрации нежелательного материала, но фильтры могут только помочь в блокировании только некоторых нежелательных материалов и решить полностью проблему не могут. Поэтому взрослым важно поддерживать доверительные отношения с детьми, чтобы они без колебаний обращались за советом и помощью.

 

  1. Еще одним видом опасности, которая может подстерегать в виртуальной реальности как взрослых, так и детей, является травля (или буллинг) при помощи Интернета. Конфиденциальная информация, оскорбления могут значительно отразиться на эмоциональном состоянии человека. Независимо от того, сколько вам лет, нужно проявлять осторожность в общении, не открывать конфиденциальную информацию собеседнику.

Старшее поколение в XXI веке также активно применяет возможности Всемирной паутины. Чаще всего эта категория людей сталкивается  с мошенничеством. Люди пенсионного возраста с трудом могут обнаружить обман в интернете там, где он очевиден для других. Списание без согласия денежных средств, утечка конфиденциальной информации - никто не застрахован от подобных негативных воздействий.

И для детей, и для взрослых актуальными являются разные опасности в Сети.

 


 Обеспечение безопасности семьи, а в особенности детей имеет очень важное значение. Именно через ежедневное общение со своим ребенком родители могут узнать о проблемах и вопросах, которые волнуют его. Поэтому как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их проблемы, пусть даже по вашему мнению пустяковые.

Конкретных, но общих для всех ситуаций советов по обеспечению безопасности детей сформулировать невозможно, так как от неожиданностей и чрезвычайных ситуаций не застрахованы ни взрослые, ни дети. Но все же есть некоторые правила, которых следует придерживаться:

  1. Очень важно установить с ребенком доверительные отношения. Вы всегда должны быть в курсе всего, что происходит с Вашим ребенком.
  2. Соответствующее воспитание должно научить распознавать риск и опасности, не угрожая вере в будущее.
  3. Важно помнить, что необоснованные меры безопасности могут негативно повлиять на ваших детей и сделать их неуверенными, неспособными преодолевать даже незначительные трудности.
  4. Приучите детей всегда говорить Вам, куда и на какое время они направились, и к тому, что до наступления темноты они должны возвратиться домой.
  5. Предупредите детей, что опасно соглашаться на предложения незнакомцев, когда они зовут куда-нибудь с ними пойти или поехать, просят помочь им что-нибудь сделать (найти потерявшуюся кошку или собаку, поднести вещи, сфотографироваться с ними, вместе поиграть и т.д.). Прежде чем что-либо делать, надо обязательно спросить разрешения у родителей.
  6. Внушите детям, что не нужно вступать в разговоры с незнакомыми людьми в отсутствие родителей.
  7. Приучите своих детей всегда запирать входную дверь и никогда не признаваться чужим, что они одни дома.
  8. Научите детей вызывать полицию, пожарных, «скорую помощь».
  9. Отвечая по телефону, ребенок не должен называть своего имени или имени звонящего (так как может легко ошибиться).
  10. Если ребенка по телефону просят назвать адрес, он должен попросить перезвонить позже, когда родители будут дома.

 

Разъясняя ребенку правила безопасности, важно внушить ему, что преступного нападения очень часто можно избежать, если:

  • доверять собственной интуиции и действовать в соответствии с нею;
  • ходить по улицам уверенно, обращая внимание на все, что происходит вокруг;
  • не демонстрировать посторонним (например, в транспорте или на улице) крупные суммы денег или другое ценное имущество;
  • не привлекать к себе внимание одеждой или манерой поведения.


 


Федеральное законодательство не содержит определение «многодетная семья» или «многодетный родитель». Субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают, какие категории семей относятся к многодетным.

Основополагающим документов в установлении льгот многодетным семьям является Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431. В соответствии с ним, многодетным семьям предоставляется и обеспечивается:

  1. скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
  2. бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
  3. бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
  4. прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
  5. бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
  6. бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
  7. один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

Кроме того, многодетным семья устанавливается гарантия первоочередного выделения садово-огородных участков; содействия в предоставлении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья; предоставления возможности работы родителей многодетных семей на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.).

 


 


 Действующее российское законодательство не дает четкого определения термина "жестокое обращение с детьми". Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Жестокое обращение с детьми в семье травмирует их психику и является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут оказывать негативное влияние на различные сферы жизни ребенка.

Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.

Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

 Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.

 Психологическое (эмоциональное) насилие - это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

 Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Пренебрежение основными потребностями ребенка - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

 Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

  • ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);
  • ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);
  • ст. 113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта);
  • ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью);
  • ст. 116 (побои), ст.117 (истязание);
  • ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),
  • ст. 125 (оставление в опасности).

 Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

  • ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации (лишение родительских прав);
  • ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации (ограничение родительских прав);

С 2010 года в Российской Федерации введен единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122.

При звонке на этот номер подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб.

Каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.

 


Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье

Неблагозвучная фамилия и редкое имя, внешность с изюминкой, необычное хобби, развитый не по возрасту интеллект, худоба и полнота — все эти особенности несовершеннолетнего могут быть причинами буллинга. Пугающие цифры привели авторы исследования из Института образования НИУ «Высшая школа экономики» в практической работе на тему «Агрессия и буллинг в школьной среде». Лишь каждый третий (33% от числа опрошенных) подросток, участвовавший в исследовании, ни разу не чувствовал себя в роли жертвы. Примерно столько же (35%) ни разу не были свидетелями травли однокашников.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:  

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Если ребёнок стал жертвой детского или подросткового буллинга, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим

  • беспричинные боли в животе и груди;
  • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
  • печальный вид, беспокойство, тревожность;
  • нарушенный сон, кошмары;
  • длительное подавленное состояние;
  • участившиеся простуды и другие заболевания;
  • склонность к уединению, нежелание общаться;
  • проблемы с аппетитом;
  • излишняя уступчивость и осторожность.

Для профилактики и избежания подобных ситуаций родителям следует всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи в случае школьного насилия.

 

Школьникам, в свою очередь, необходимо:

  • Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь.
  • Укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным.
  • Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  • Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.

Одним из официальных запретов является продажа алкоголя несовершеннолетним лицам в целях защиты их здоровья и обеспечения нормального развития. Ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним наступает в рамках административного или уголовного законодательства, а нарушителю грозит существенный штраф или санкции по УК РФ. 

Под алкогольной продукцией понимается - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции.

Протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ составляется не только в отношении гражданина, допустившего продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему, но также в отношении как директора, так и самой организации, где работал продавец.

Совершение указанного административного правонарушения влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц - от 100 000 до 200 000 рублей; на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.

В соответствии со ст. 151.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации уголовная ответственность наступает, если неоднократно осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему, т.е. если продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции совершена лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию (примечание к ст. 151.1 УК РФ; ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

 


1. В целях защиты здоровья населения и нераспространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, поддержки и обеспечения законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон №98-ФЗ) установлен мораторий на проведение с 01.04.2020 по 31.12.2020 контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Соответствующие изменения Законом №98-ФЗ внесены в статью 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее -Закон №294-ФЗ). Несоблюдение данного запрета является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 закона № 294-ФЗ.

Мораторий не распространяется на проверки, основанием для проведения которых являются причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверки, разрешенные к проведению Правительством Российской Федерации.

 

 

2. Статьей 17 Закона №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Правительству Российской Федерации предоставлено право в 2020 году принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются приложения Закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», включая особенности осуществления видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 3.1 и 4 статьи 1 Закона №294-ФЗ, в том числе в части, касающейся вида, предмета, оснований проведений проверок и иных мероприятий по контролю, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения проверок с органами прокуратуры, оснований завершения (отмены) проверок, приостановления проведения проверок, возможностей проведения мероприятий по контролю с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудиосвязи или видеосвязи, проверок при осуществлении лицензионного контроля, предусмотренного Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Реализуя данное полномочие, Правительство Российской Федерации постановлением от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – постановление) в круг хозяйствующих субъектов, подпадающих под мораторий, включило большинство категорий некоммерческих организаций, а также дополнило перечень исключительных случаев проведения в отношении их внеплановых проверок (в том числе на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям).

 

 

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 предоставлены дополнительные полномочия прокурорам по согласованию внеплановых проверок, назначенных в целях контроля исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Данные полномочия подлежат осуществлению в порядке, определенном статьей  10 Закона №294-ФЗ, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 26.03.2020 №194/7 «О временном порядке согласования проведения контролирующими органами внеплановых проверок в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции».

С учетом пункта 7 постановления при согласовании проверки прокурору следует дополнительно определять возможность (либо недопустимость) её проведения контролирующим органом с выездом на место.

Аналогичные ограничения на осуществление внеплановых мероприятий по контролю (в том числе в части согласования с прокурором) установлены постановлением в отношении остальных категорий хозяйствующих субъектов, и определено, что в 2020 году плановым проверкам могут быть подвергнуты лишь те из них, чьи деятельность и (или) используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо 1 классу (категории) опасности, 1 классу опасности опасных производственных объектов, 1 классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

 

 

4. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» плановые мероприятия по контролю в отношении иных лиц подлежат исключению из Сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год (далее – Сводный план) в течение 7 рабочих дней после вступления в силу постановления в порядке, установленном Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от  30.06.2010 № 489 (далее – Правила).

Исключение из Сводного плана таких проверок должно осуществляться на основании абзацев 11-13 подпункта «а» пункта 7 Правил.

В силу пункта 5 постановления установленные ограничения контрольно-надзорной деятельности распространяются на все виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Закона 294-ФЗ (в том числе перечисленные в частях 3.1 и 4 статьи 1, за исключением налогового и валютного контроля). Постановлением также определен порядок завершения назначенных, но не проведенных мероприятий по контролю.

 

 

 

1. В целях защиты здоровья населения и нераспространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, поддержки и обеспечения законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон №98-ФЗ) установлен мораторий на проведение с 01.04.2020 по 31.12.2020 контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Соответствующие изменения Законом №98-ФЗ внесены в статью 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее -Закон №294-ФЗ). Несоблюдение данного запрета является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 закона № 294-ФЗ.

Мораторий не распространяется на проверки, основанием для проведения которых являются причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверки, разрешенные к проведению Правительством Российской Федерации.

 

 

2. Статьей 17 Закона №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Правительству Российской Федерации предоставлено право в 2020 году принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются приложения Закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», включая особенности осуществления видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 3.1 и 4 статьи 1 Закона №294-ФЗ, в том числе в части, касающейся вида, предмета, оснований проведений проверок и иных мероприятий по контролю, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения проверок с органами прокуратуры, оснований завершения (отмены) проверок, приостановления проведения проверок, возможностей проведения мероприятий по контролю с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудиосвязи или видеосвязи, проверок при осуществлении лицензионного контроля, предусмотренного Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Реализуя данное полномочие, Правительство Российской Федерации постановлением от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – постановление) в круг хозяйствующих субъектов, подпадающих под мораторий, включило большинство категорий некоммерческих организаций, а также дополнило перечень исключительных случаев проведения в отношении их внеплановых проверок (в том числе на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям).

 

 

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 предоставлены дополнительные полномочия прокурорам по согласованию внеплановых проверок, назначенных в целях контроля исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Данные полномочия подлежат осуществлению в порядке, определенном статьей  10 Закона №294-ФЗ, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 26.03.2020 №194/7 «О временном порядке согласования проведения контролирующими органами внеплановых проверок в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции».

С учетом пункта 7 постановления при согласовании проверки прокурору следует дополнительно определять возможность (либо недопустимость) её проведения контролирующим органом с выездом на место.

Аналогичные ограничения на осуществление внеплановых мероприятий по контролю (в том числе в части согласования с прокурором) установлены постановлением в отношении остальных категорий хозяйствующих субъектов, и определено, что в 2020 году плановым проверкам могут быть подвергнуты лишь те из них, чьи деятельность и (или) используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо 1 классу (категории) опасности, 1 классу опасности опасных производственных объектов, 1 классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

 

 

4. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» плановые мероприятия по контролю в отношении иных лиц подлежат исключению из Сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год (далее – Сводный план) в течение 7 рабочих дней после вступления в силу постановления в порядке, установленном Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от  30.06.2010 № 489 (далее – Правила).

Исключение из Сводного плана таких проверок должно осуществляться на основании абзацев 11-13 подпункта «а» пункта 7 Правил.

В силу пункта 5 постановления установленные ограничения контрольно-надзорной деятельности распространяются на все виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Закона 294-ФЗ (в том числе перечисленные в частях 3.1 и 4 статьи 1, за исключением налогового и валютного контроля). Постановлением также определен порядок завершения назначенных, но не проведенных мероприятий по контролю.

 

 

 

 

 

Последнее обновление: 4.08.2020 г.